МИНСКАЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА
ACT|UP
Исследование - Данные в Градо
Чтобы определить место аналитики больших данных для спальных районов в уже существующей практике и найти как проблемные точки, так и точки роста в сложившейся системе градостроительных проектов, мы рассмотрели процесс проектирования с двух сторон: со стороны нормативно-правовых актов и стороны опыта проектировщиков.

Содержание

Генеральный план
План детального планирования
Градостроительный паспорт
Типы данных и порядок сбора информации
Опасения проектировщиков и заинтересованность
Другие выводы
Слои типов "данные", "анализ" и "стратегии+регламенты"
Примеры / аналоги
Как поможет спальным районам?
Особенности платформы
1
2
3

ДАННЫЕ В НОРМАТИВАХ. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

Если кратко и очень общо описать систему проектов, которые регламентируют развитие территорий в Беларуси, то мы получим следующую иерархию: проекты общего планирования, проекты специального планирования и проекты детального планирования (согласно Закону РБ "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" от 5 июля 2004 г. № 300-З). Поскольку проекты специального планирования не представляют особого интереса, рассмотрим проекты общего, детального планирования и другие проекты, которые могут диктовать судьбу спального района. Вопросы, которые нас интересовали: какие исходные данные необходимы для разработки проекта, что и каким образом эти проекты регламентируют, каким образом и в каком виде эти данные передаются на следующий уровень проектирования согласно нормативно-правовым актам.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Первыми идут проекты общего планирования, к которым относятся государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схемы комплексной территориальной организации областей и прочее. Наиболее значимым для текущего исследования является проект генерального плана населенного пункта. Именно он согласно ТКП 45-3.01-286-2014 определяет направление развития городских территорий, в том числе спальных районов. Документ разрабатывается на срок 10 лет с выделением первого этапа реализации (5 лет).
Генеральный план определяет приоритеты, цели и стратегию комплексного градостроительного развития населенного пункта, планировочную структуру, функциональное зонирование и регламенты использования территорий, основные параметры застройки, развития магистральной инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а также условия формирования безопасной и экологически благоприятной среды жизнедеятельности.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Из всего перечня исходных материалов лишь некоторые пункты являются продуктом исследования или аналитики. ТКП по генеральным планам устанавливает в качестве ответственной стороны за анализ данных организацию-проектировщика. При этом сам процесс проектирования и принятия решений (включая анализ данных) не описан ни в ТКП, ни в "Положении о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации". Однако "Требования к составлению задания на разработку генерального плана населенного пункта" допускают дополнительные требования к составу исходных материалов и составу перечня видов работ, не предусмотренных настоящим техническим кодексом, что потенциально открывает дополнительные возможности для "продвинутых" заказчиков.
ПОДРОБНО
Исходные данные для разработки генерального плана должны содержать:
  • общие сведения о населенном пункте, перечень ранее выполненных работ
  • данные по функциональному использованию территории населенного пункта и прилегающего района;
  • данные по социально-экономическим показателям развития;
  • материалы обновленной топографической подосновы;
  • материалы инженерно-геологических изысканий территории;
  • сведения по существующему использованию территорий (схемы землепользования, статистические данные);
  • данные по произведенным отводам участков под проектирование и строительство;
  • данные по санитарно-гигиеническим условиям и состоянию окружающей среды;
  • данные по динамике демографической структуры населения;
  • данные, характеризующие состояние жилищного, общественного и производственного фондов, объектов коммунального хозяйства, ландшафтно-рекреационных и сельскохозяйственных территорий;
  • основные характеристики транспортной и инженерно-технической инфраструктуры;
  • материалы по оценке бальнеологических рекреационных ресурсов и медицинскому зонированию для курортов;
  • характеристику строительной базы;
  • историко-архитектурные планы, проекты зон охраны историко-культурных ценностей (если их разрабатывали);
  • материалы социально-экономических прогнозов развития на перспективу;
  • материалы отраслевых проектов и программ, влияющих на развитие населенного пункта;
  • директивные материалы по территории проектируемого объекта, имеющие отношение к его развитию
  • материалы, характеризующие степень техногенной или природной опасности
СОСТАВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
Согласно ТКП генеральный план регламентирует основной каркас города, то есть улицы и ландшафтные линейных элементов. Также в него включено и функциональное наполнение территорий города, в виде крупных зон в масштабе 1:10000 или 1:5000. Это крупный масштаб, который подразумевает общие решения, из-за чего генеральный план представляет собой упрощенную функциональную схему поселения, редко обновляющуюся и не учитывающую мелкие детали, что было бы актуально для уже сложившихся районов. При этом генеральный план допускается разрабатывать "на основе земельно-информационных систем", что потенциально способствует более детальным проектным решениям уже на этом уровне.
Подробно
Состав генерального плана также регламентируется в ТКП. В его состав входит комплект чертежей и схем, а также пояснительная записка. Наиболее значимым и информативным чертежом является сам генеральный план - остальные схемы объясняют и обосновывают отображенные на нем решения. Этот документ на расчетный срок указывает:
— границы населенного пункта существующего и перспективного территориального развития
— решения по планировке населенного пункта с выделением основных структурно-планировочных элементов
— функциональное зонирование территорий
— сохраняемые и планируемые к строительству элементы транспортной системы
— сохраняемые и планируемые к строительству головные сооружения инженерно-технической инфраструктуры
— санитарно-гигиенические и природоохранные планировочные ограничения, а также градостроительные мероприятия по охране окружающей среды;
— границы зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, границы зон регулирования застройки.
Итак, можно сделать следующие промежуточные выводы касательно проекта генерального плана:
— В данной редакции ТКП 45-3.01-286-2014 не содержит описания процесса принятия решений, предусматривающего использование аналитики на основе больших данных, однако не исключает его.

— Формат оформления документов допускает цифровой вариант, в том числе и оформление основного чертежа на основе земельно-информационных систем, что в будущем может позволить публикацию документа в таком-же цифровом информационном виде.

— Масштаб разработки генерального плана и решений, которые он регламентирует, слишком крупный для составления детального прогноза развития уже сложившихся жилых территорий (спальных районов).

— В данной редакции ТКП предусмотрена возможность дополнительных работ, что хоть и перекладывает ответственность на заказчика проекта, но открывает возможность для более детальной проработки сложившихся спальных районов.

ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Проект детального планирования (ПДП) согласно ТКП 45-3.01-284-2014 разрабатывается "на основании градостроительных проектов общего планирования" и определяет "размещение структурно-планировочных элементов и параметры их планируемого развития" а также устанавливает "градостроительные требования к застройке территорий". Материалы детального плана используются для подготовки заданий на разработку проектной документации строительства и реконструкции отдельных зданий и сооружений, градостроительных комплексов, улиц, площадей, проектов благоустройства. Детальный план может также стать основанием для выделения земельных участков и разработки градостроительных паспортов для них.

Именно на уровне детального плана закладывается направление развития территории и принимаются более конкретные решения.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Как и в генеральном плане, исходные данные достаточно общие. Однако, согласно п.4.11 ТКП в исходные данные допускается включать другую информацию, требование о предоставлении которой следует устанавливать в задании на проектирование. Этап анализа производит организация-проектировщик. Исходные данные предоставляет заказчик по состоянию на 1 января текущего года. При отсутствии отдельных исходных данных, разработчик ПДП может провести отдельные исследования либо другие организации.
Подробно
Исходные данные для анализа и разработки детального плана включают:
— топографическую подоснову и материалы инженерно-геологических изысканий;
— сведения государственного земельного кадастра;
— сведения о произведенном отведении участков под проектирование и строительство;
— сведения о численности населения, объемах и структуре жилищного фонда, составе учреждений обслуживания, производственных и других объектах;
— сведения о существующей уличной сети, транспортном обслуживании, линиях городского пассажирского транспорта;
— сведения о существующих подземных и наземных инженерных сетях и сооружениях;
— сведения о существующих объектах озеленения общего пользования (парках и скверах) и благоустройства;
— сведения о существующем состоянии окружающей среды
— перечень ранее выполненных работ;
— материалы действующего генерального плана;
— решения местных исполнительных и распорядительных органов и другие документы, регулирующие землепользование и застройку;
— перечень историко-культурных ценностей, разработанные и утвержденные проекты зон их охраны.
СОСТАВ ПРОЕКТА ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Выходит, что детальный план это по сути уточненная функциональная схема территории, разработанная в масштабе 1:1000 или 1:2000, которая показывает границы, функциональное назначение и интенсивность застройки отдельных зон, при этом не подразумевает подробных мелких решений.
Подробно
Состав ПДП согласно ТКП включает в себя ряд чертежей и текстов, из которых наиболее интересными для нас будут сам чертеж детального плана и градостроительные регламенты, устанавливаемые на территории. Чертеж детального плана указывает:
— красные линии;
— сохраняемые здания и сооружения, участки природного ландшафта;
— границы планируемых территориальных зон по преимущественному функциональному использованию;
— линии застройки и другие линий регулирования градостроительного использования земельных участков.

Регламенты устанавливают "требования к архитектурной и градостроительной деятельности, соблюдение которых обеспечивает комплексное и устойчивое развитие всей проектируемой территории в границах детального планирования". Есть функциональные регламенты - это вид преимущественного использования участков. Выделяются зоны: жилая, общественно-деловая, производственная, ландшафтно-рекреационная, сельскохозяйственная, специальная. Есть строительные регламенты, которые могут устанавливать геометрические параметры застройки (границы и линии застройки, высотность), показатели интенсивности застройки. Допускается устанавливать специальные регламенты, как например регламенты, включающие требования по видам и конструктивным решениям отдельных элементов и архитектурных деталей зданий или по благоустройству участка.
Можно сделать следующие промежуточные выводы касательно проекта детального планирования:
— ПДП не имеет определенного закрепленного графика обновления проектных решений, из-за чего многие ПДП могут быть неактуальными, но при этом действующими, что невыгодно влияет на городское развитие

— Как и в случае с ГП, в данном ТКП нет описания процесса принятия решений с использованием аналитики больших данных, но не исключается возможность их использования

— Для разработки предоставляются достаточно общие данные, что выражается в свою очередь в достаточно общих решениях. Такие данные более актуальны для определения границ участков под новое строительство, нежели под пересмотр уже существующей застройки, что является проблемой при работе со спальными районами

— Предоставляемые данные актуальны на 1 января текущего года и могут не отражать реальной ситуации на участке проектирования. При этом они также не отражают динамики на территории

— Допускается установление специальных регламентов, которые могут регламентировать более точечные решения по отдельным элементам зданий и благоустройству), однако они не являются обязательными.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

На определенные в рамках ПДП участки под новое строительство перед разработкой проекта застройки формируется так называемый градостроительный паспорт земельного участка. Согласно ТКП 45-3.01-294-2014 он содержит "характеристику земельного участка, градостроительные, архитектурные, инженерно-технические, охранные требования к использованию и застройке земельного участка". Градостроительные паспорта разрабатывают для формирования участков для аукционов и предоставления инвесторам, чтобы предоставить застройщикам в едином документе полную информацию об участке. Срок разработки — не более 1 месяца. Срок действия — не более 2-х лет.
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПАСПОРТА
Подробнее
В состав градостроительного паспорта входит комплект чертежей и пояснительная записка. Основные данные и регламенты находятся именно в пояснительной записке, которая включает:
— общие сведения;
— характеристику земельного участка;
— описание местоположения;
— фотофиксацию места расположения;
— наличие объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
— наличие существующих строений;
— планировочные ограничения.
— регламенты использования и застройки земельного участка

Регламенты использования включают как обязательные для заполнения в градостроительном паспорте:
— функциональное назначение земельного участка, его частей;
— площадь земельного участка;
— коэффициент интенсивности застройки земельного участка;
— коэффициент застройки земельного участка;
— мероприятия по обращению с отходами;
— мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
— мероприятия по обеспечению безбарьерной среды обитания для физически ослабленных лиц;
— требования к ограждению земельного участка;
— максимальные предельные показатели инженерных нагрузок;
— максимально предельные значения высоты застройки либо отметка пола верхнего этажа;
— требования по обеспечению парковок и стоянок, минимальному количеству машино-мест, размещаемых на земельном участке;

так и опциональные:
— требования к расположению объектов на земельном участке;
— озелененность;
— архитектурные требования к элементам фасадов, кровли и т.д.;
— требования к размещению на участке художественно-декоративных композиций и малых архитектурных форм;
— требования по характеру благоустройства и озеленения земельного участка;
— мероприятия по охране и использованию материальных недвижимых историко-культурных ценностей и зон их охраны;
— состав объектов строительства;
— показатели по вместимости объектов строительства;
— особые условия.
Промежуточные выводы касательно градостроительного паспорта земельного участка:
— Рассчитан на реализацию освоения пустующих участков, либо участков с имеющимися объектами под снос. Каким образом градостроительный паспорт может работать в рамках реконструкции, например, жилых территорий после истечение срока действия - не совсем ясно.

— Разрабатываются на основе регламентов, заложенных в проектах предыдущих уровней (ГП и ПДП), где не предусмотрена подробная разработка. Описания другого процесса установки регламентов нет.

— Предусматривают возможность закладки архитектурных решений и решений по благоустройству территорий, что можно использовать для продвижения общих стратегий инвесторам.

Данные на практике. Интервью с проектировщиками

Для того, чтобы понять, как реально обстоит дело с данными в проектных организациях, занимающихся работами разного уровня, мы поговорили с архитекторами-градостроителями, которые разрабатывают проекты застройки, ПДП, ГП и СКТО. На основе этих интервью мы сделали вывод, что проектировщики на абсолютно разных уровнях сталкиваются с похожими проблемами и опасениями, касательно больших данных в их работе.

ТИПЫ ДАННЫХ И ПОРЯДОК СБОРА ИНФОРМАЦИИ

C какими данными работают проектировщики при разработке градостроительных проектов и какие проблемы мы видим:
Данные чаще всего не оцифрованы, без привязок и подаются в нечитаемом виде
Это карты, списки (часто написанные вручную), изображения, которые проектировщикам приходится обрабатывать самостоятельно. Цифровые информационные форматы представляют собой данные из республиканской кадастровой карты или собственные данные (карты сетей) или проекты (генеральные планы), если организация всё приводит в цифровой вид и использует геоинформационные технологии. В некоторых случаях — это личная инициатива проектировщиков. Однако доступ к таким документам ограничен, они предусмотрены для внутреннего пользования.
Данные достаточно общие
Например, рассматриваются крупные пространственные объекты (участки, крупные здания) и не учитываются объекты более мелкого характера (встройки, выведенные из жилого фонда помещения). То же касается и исследования структуры населения — вместо качественных исследований проводятся достаточно общие статистические измерения.
Данные неполные, редко актуализируются
Данные, использующиеся при разработке проектов, актуальны на момент 1 января (для ПДП). Разбежка между различными источниками данных может быть в разы, но актуализация не обязательна и производится не всегда. Данные отражают конкретную ситуацию в конкретный момент времени и не позволяют проследить динамику изменений.
Использование данных из других источников — скорее индивидуальная инициатива отдельных проектировщиков
Но даже в этом случае происходит чаще ознакомление с данными, нежели их анализ.
В подавляющем большинстве проектов используется стандартный минимальный набор исходных данных
Дополнительные исследования, проведение которых зависит от инициативы заказчика или проектировщика, не производятся. Из-за этого случаются ошибки в проектах, которые обнаруживаются на гораздо более поздних этапах.
Порядок сбора и систематизации данных отличается в разных проектных организациях
Существует неформальная и нестрогая культура унификации в каждом проектном институте. Однако это вызывает проблемы при передаче проектов с уровня на уровень, когда не всегда понятно откуда и как брались те или иные данные, и что имелось в виду в тех или иных показателях.
Обработка данных в основном экспертная
Решения принимаются на основе т.н. экспертной интуиции.

Опасения проектировщиков и заинтересованность

В ходе интервью проектировщиками были отмечены опасения, связанные с использованием данных в их работе:
Опасения автоматизации принятия проектных решений на основе анализа данных
Это по мнению некоторых затронет интересы девелоперов и инвесторов или же заменит экспертные профессиональные решения менее качественными.
Опасения, что более точные проекты не будут нужны городу
Проекты, основанные на более точном анализе, не будут востребованы городом, который скорее заинтересован в "размытых" проектах. Именно таким проектам потом проще соответствовать в реальности.
Сомнения в репрезентативности данных из открытых источников
Опасения из-за условной анонимности происхождения открытых данных
Проектировщики не доверяют данным, за которые никто официально не поручился. Все используемые данные заверены подписями, что облегчает защиту принятых решений (даже несмотря на то, что официальные данные зачастую неточные и сильно расходятся с реальностью). Данные из открытых источников используются некоторыми проектировщиками по личной инициативе без закрепления в сопроводительных текстах проекта.
Тем не менее, отдельные проектировщики понимают потенциал использования большего количества данных для разработки своих проектов:
Понимают, что многие аналитические этапы можно всё-таки автоматизировать
Проектировщики осознают, что это могло бы освободить им больше времени для стратегических экспертных решений. Некоторыми даже совершаются попытки создания инновационного софта (например, для комплексной оценки территории). К сожалению, на такие инициативы не хватает финансирования, либо они не получают поддержки начальства, поэтому они появляются редко и не в дальнейшем не развиваются.
Есть запрос на инструмент по сбору и анализу данных
Проектировщики видят необходимость в инструменте, который позволит более точно формулировать условия проектирования. Например, чтобы учитывать встроенные и выведенные из жилого фонда объекты, которых может быть больше в 5-10 раз, чем отдельно стоящих, но которые не учитываются при сегодняшнем проектировании. Либо учитывать динамику загрузки машиномест у общественных объектов, что помогло бы оптимизировать их количество. Приветствуются какие-то уже заготовленные скрипты по выполнению простых задач.
Видят потенциал в более точных инструментах
Проектировщики понимают, что это возможность начать более комплексно работать с уже сложившимися районами, чего сейчас городская администрация избегает.
Считают, что чем больше исходных данных можно будет использовать, тем лучше

Другие выводы

В ходе интервью были обнаружены и другие важные особенности и проблемы:
После бесед с проектировщиками стало очевидно, что система градостроительного проектирования направлена в основном на продажу и освоение пустующих участков, и очень мало внимания уделяется трансформации и развитию уже сложившихся спальных районов. Для городских администраций неочевиден потенциал редевелопмента жилых территорий.
Существует дискоммуникация не только между проектными организациями, но и между отделами в пределах одной организации. При работе с данными работники в пределах одного проекта могут делиться на тех, кто работает "на инструкцию" и тех, кто работает "на соответствие действительности".
Мелкие объекты обслуживания не принимаются во внимание, поэтому их расположение никак не программируется со стороны проектировщиков, из-за чего понимание общественных центров или линий активности может не совпадать с реальностью. Это возможно связано с преобладающим неодобрением подробных проектов со стороны администрации, когда при разработке ПДП приветствуются как можно более общие решения. При этом в последующем, при разработке градостроительного паспорта для участка, регламентируются более подробные условия проектирования. Но из-за того, что они не были заложены в проекте более высокого порядка, эти вводимые регламенты могут быть отрывочны, не контекстуальны и предоставляются не в полном объеме.
Возникло ощущение, что проекты генерального и детальных планов не проектируют "лучшее будущее" для городских пространств, а констатируют уже произошедшие или запланированные другими изменения. Каких-то стратегических решений в эти проекты не закладывают. А если закладывают (на уровне генерального плана), на следующие уровни они не передаются, и более мелкие проекты всё равно разрабатываются в отрыве от общегородских стратегий.
Закрытость многих потенциальных источников информации вызывает вопросы у проектировщиков. Из-за недоступности данных они вынуждены проектировать в информационном вакууме, не имея представления, что будет находится через дорогу или с какими особенностями участка им предстоит столкнуться при более подробной разработке проекта. Подобная недоступность усложняет процесс выбора для строительства застройщику, усложняет проектирование и заставляет проектировщиков делать двойную работу или не делать вовсе из-за отсутствия доступа к источникам информации.
Ощущается проблема в сложившемся порядке разработки проектов. Например, зачастую Техническое задание на проектирование разрабатывается до этапа анализа, из-за чего оно выходит либо неполным и слишком свободным, либо некорректным. Или, например. разработка ПДП скорее скачкообразна, чем системна, что объясняется искаженным целеполаганием при их разработке: проектировщики вынуждены искать новые инвестиционные участки, а не планировать развитие городских пространств. Из-за чего некоторые территории имеют много переработанных ПДП, когда на другие подобные документы не разрабатывались ни разу. То же происходит и с градостроительными паспортами — эти документы с подробным описанием участка есть далеко не для всех территорий. Также проблемой выглядит вертикальность процесса разработки градостроительных документов и отсутствие процесса сбора обратной связи между уровнями. Ошибки, сделанные в более общем проекте часто выявляются при более подробном проектировании, но при этом не подлежат корректировке и обсуждению. При этом многие важные моменты выпадают из этого, казалось бы, строгого процесса. Проекты благоустройства территории, проекты комплексной реконструкции, проекты застройки находятся будто вне этой системы, не говоря уже о более мелких но важных городских изменениях, таких как вывод пространств из жилого фонда. Потенциал развития для сложившихся районов реализуется только в точечном уплотнении и бесконечном вырезании инвестиционных участков из застройки.

***

Вопрос использования более широкого спектра данных, как и вопрос более активной работы со спальными районами — проблемы системного характера. Они заключаются в недостатках одновременно и сложной и неполной проектной документации; незаинтересованности начальства в инновациях, поскольку более весомая роль отдается некомпетентным чиновникам.

Для нивелирования названных проблем необходимо придумать новую систему не только градостроительной документации, но и отношений между разными уровнями и разделами этих документов и их разработчиков. Не углубляясь в технические нюансы, мы решили представить, как могла бы выглядеть подобная система.

Данные в идеях. Представление о новой системе градостроительных проектов

Мы считаем, что в цифровую эпоху в первую очередь следует пересмотреть саму структуру градостроительной документации. То, что сейчас выглядит как набор отдельных статичных карт разных масштабов с сопроводительными текстами, мы предлагаем заменить единой цифровой платформой, объединяющей в себе и систему по сбору и анализу данных, и градостроительную документацию, и систему по сбору обратной связи.
Мы видим эту платформу как масштабируемую карту, состоящую из большого количества упорядоченных слоев информации, где каждому масштабу соответствует определенный набор данных и определенный уровень проработки. Такой вид позволяет воспринимать город как цельный организм и превращает саму идею генерального плана города из статичной и редко обновляемой карты в полноценную информационную систему, более удобную для внесения изменений и постоянной обработки данных о городе.

Среди слоёв карты, кроме базовых карт, выделяются три типа: "данные", "анализ" и "стратегии+регламенты".
СЛОИ ТИПА "ДАННЫЕ"

Слои типа "данные" включают в себя всевозможную информацию с геопривязками: здания, объекты, улицы, озеленение, пешеходные пути, маршруты общественного транспорта, заявки 115.бел и т.д.

Слои типа "анализ"

Слои типа "анализ" показывают результаты простой аналитики на основании встроенных скриптов и доступных данных: ареалы пешеходной и транспортной доступности, реальные центры активности горожан, реальная загруженность автомобильных парковок и т.д. При достаточном количестве данных может составляться базовая оценка территории, а также рекомендации.

Слои типа "стратегии+регламенты"

Слои типа "стратегии+регламенты" — набор проектов и регламентов, разработанных для территорий: красные линии улиц и линии застройки, проекты экологических каркасов, проекты застройки и т.д.
Т.к. карта масштабируемая, то разные масштабы можно проассоциировать с разными градостроительными проектами. Уровень проработки меняется в зависимости от степени приближения на экране: от условного генерального плана всего города, демонстрирующего обобщенное функциональное зонирование, до конкретного земельного участка или улицы с регламентами. Разбивка города на участки тоже меняется в зависимости от масштаба: крупные функциональные зоны при приближении распадаются на зоны поменьше и доходят до масштаба дома и улицы при дальнейшем приближении. Для каждой зоны на каждом уровне предусмотрен свой набор данных, наиболее оптимальным способом описывающий ситуацию.

Подобная платформа позволит объединить специалистов разных областей в одном рабочем пространстве. Таким образом решается проблема актуальности данных, оперативности их передачи другим организациям, унификации формы этих данных, систем подсчетов и др.

Важной особенностью платформы является возможность подключения к сторонним сервисам и источникам больших данных (OSM, google и т.д.). Мы живем в глобальном мире и уже множество людей пользуются различными сервисами и делятся там актуальными данными о городе. Важно, чтобы платформа могла агрегировать информацию с этих сервисов, позволяя сравнивать её с официальными источниками.

Помимо специалистов узкого профиля платформой смогут пользоваться горожане, представители бизнеса, застройщики. Т.к одна из главных задач платформы — сделать информацию о городе более доступной, то предполагается, что любой горожанин сможет воспользоваться ею, чтобы узнать планы городской администрации на тот или иной участок.
Общественный контроль
Более того, помимо простого информирования у платформы будет предусмотрена функция сбора обратной связи от горожан. Здесь можно будет оставить своё мнение о том или ином проекте, а также внести свои предложения.

Представители мелкого локального бизнеса, ознакомившись с аналитическими слоями и планами городской администрации, смогут сориентировать на них свою деятельность. Для девелоперов может быть предусмотрена функция подгрузки своих предварительных проектов в систему для проверки соответствия их регламентам.

Примечательно, что такую платформу можно создать на базе уже существующего публичного республиканского кадастра с использованием уже собранных датасетов.

примеры / аналоги

Как это поможет спальным районам?

Подобная платформа позволяет гораздо большее внимание уделить мелким деталям, до этого невидимым в проектах генеральных планов городов. Возможности визуализировать и анализировать большое количество информации должны открыть реальную картину и подчеркнуть потенциал изменений в сложившихся спальных районах. В то же время возможность воспринимать любое городское пространство как часть более крупных систем, а также автоматизация некоторых рутинных процессов позволят вернуть градостроительное проектирование из зоны "вырезания" инвестиционных участков в зону стратегического переосмысления пространств. Эти стратегии, разработанные на основе платформы, объединяющей разных специалистов и стейкхолдеров, дают возможность менять территории не только проектными методами, но и с помощью деловых, культурных, образовательных манипуляций, что наиболее актуально именно для сложившихся спальных районов, где застройка уже давно сформирована, и требуется лишь коррекция происходящих в ней процессов за счет мелкоинвазивных интервенций.

Особенности платформы

Для градостроительного проектирования и городского развития в принципе такая платформа имеет ряд полезных особенностей:
Систематизация работы с данными
Работа в одной платформе приведет к унификации методов сбора, обработки и хранения информации. Процессы актуализации данных станут проще и быстрее, в некоторых случаях будут даже автоматизированы.
Повышение качества анализа данных
Автоматическая обработка больших массивов данных, на которую не способен человек, позволит выдавать большее количество аналитических материалов для экспертной обработки проектировщиками в дальнейшем. Большее количество собранных данных из разных источников и визуализация результатов их анализа позволит принимать грамотные решения на основе более точного анализа.
Согласованность между организациями
Работа в единой системе даст доступ к информации одновременно всем проектировщикам, работающими над той или иной территорией, и упростит согласованность действий.
Возможность прослеживать динамику изменений в городе
Важной деталью платформы станет возможность отслеживать динамику изменений городской среды и делать анализ причин произошедших или не произошедших изменений относительно стратегий и планов развития города/района.
Стратегическое городское развитие
Автоматизация процессов сбора и некоторой обработки данных, которые сейчас занимают внушительную часть времени работы над проектом, позволит уделять большее внимание этапу проектирования, в частности этапу формирования стратегии развития территорий.
Экологическая повестка
Функция визуализации данных позволит платформе выступить своеобразным экологическим дашбордом, где горожане смогут отслеживать экологическую ситуацию в их городах. Проектировщики же, изучая данные в реальном времени, смогут корректировать свои решения в зависимости от показателей, внося свой вклад в экологию города.
Дополнительные уровни в работе над городскими регламентами
В рамках нашей платформы предлагается большее разнообразие масштабов проработки проектов. Мы считаем необходимой проработку промежуточных масштабов (как например между ГП и ПДП) для более плавного перехода от крупных стратегий к детальным проектным решениям. Это позволит быть уверенными в том, что мелкие точечные проекты будут реализовываться в рамках общей стратегической идеи.
Введение нового деления территории
Т.к. платформа способствует восприятию города как системы, а не набора отдельных ПДП, мы предлагаем пересмотреть случайное разделение территорий города. Мы уверены, что не стоит делить город, начиная с крупных районов, которые делятся на всё более мелкие части. Наоборот, необходимо отталкиваться от определения территорий меньших масштабов и затем сгруппировать их в более крупные образования. Сегодня горожане сами определили границы своих районов, тех зон, с которыми они ассоциируют себя и свой быт. Это и должно стать отправной точкой для формирования полноценных понятных жилых структур в этих границах и более качественного сбора обратной связи от горожан.
Технические задания на проектирование
Благодаря расширенной базе данных и более точной аналитике у городских администраций появится возможность сформировать более точные технические задания на проектирование и реконструкцию районов, включая в них больший перечень условий. Это позволит удерживать процесс развития городского пространства в рамках разработанных стратегий.
Цикличность процесса проектирования
Платформа позволит избежать существующей в настоящий момент строгой вертикали разработки градостроительной документации. За счет связи между проектами разного уровня, все изменения будут отображаться не только в проектах нижнего масштаба, но и в проектах более высокого порядка. Так, важные изменения, которые стали очевидны лишь на уровне района, могут повлиять на проект уровня города. Точно так же начнут работать и горизонтальные связи: решения принятые на одном участке могут быть отображены на соседних участках. Это делает систему более гибкой и адаптируемой под изменяющиеся условия и запросы.
Распределение бюджета
Из-за большого количества визуализируемой информации и аналитики, из-за адаптивности платформы и быстрой реакции на изменения откроются возможностью для более внимательного распределения городского бюджета.
Уникальные и изменяемые регламенты
Платформа позволит отказаться от некоторых закрепленных регламентов, которые зачастую слишком общи и случайны, и заменить их условиями, выстроенными для каждой конкретной ситуации. Остальные же, оставшиеся закрепленными в нормативной документации (ТКП, СанПин и др.), будут автоматически выстроены со ссылками на нужные документы и будут автоматически изменяться при изменении контекста.
Доступ к платформе
К платформе есть доступ у всех желающих, но существуют ограничения доступа к ознакомлению и изменению разных слоев информации. Например, когда проектировщики-градостроители имеют возможность просмотра всей информации и возможность корректировки проектных слоев, горожане могут просматривать только слои с нечувствительной информацией и оставлять свои корректировки в слоях с предложениями. Но нахождение в одной системе с проектировщиками позволит горожанам активнее включаться в работу с городом.
Софт для анализа
В белорусских проектных организациях сегодня нету софта для анализа, поэтому работа производится вручную или вовсе не производится. Платформа предоставит ранее отсутствующий инструмент для анализа и базовой оценки территории. Это позволит ввести новые критерии для оценки городской среды, которые ранее были недоступны либо из-за нехватки времени, либо из-за отсутствия технических возможностей.
Made on
Tilda