МИНСКАЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Что мы можем построить сами? Наши ресурсы, практики placemaking и тактического урбанизма

В лекции мы поговорили о понятиях placemaking и тактический урбанизм, что это такое с точки зрения теории и как лекторки преобразовывали городские пространства на практике с помощью этих двух методов. Также мы узнали множество инсайтов из реализации проектов и о том, что такое ресурсы и как правильно их искать.

Содержание

- Зачем нам классные публичные пространства?
- Глобальное движение placemaking
- Кто такие плейсмейкер_ки?
- Итак, вы решились, что дальше?
- Ресурсы — где взять?
- Кейс-стади: Placemaking Week в городе Афины в штате Огайо
- Три проекта Минской урбанистической платформы
- Какие еще примеры посмотреть, чтобы построить самостоятельно?
- Какие объекты могут быть во дворе?
- Что важно не забыть, когда строишь сам_а?
2
1

НАШИ СОВМЕСТНЫЕ РЕСУРСЫ: ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОСТРОИТЬ САМИ?

ЗАЧЕМ НАМ КЛАССНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА?

По сути, публичные пространства создаются для того, что мы не можем или нам не очень удобно делать дома:
нетворкинг, общение, досуг;
сообщество, объединение людей;
рождение новых идей, обмен опытом и идеями, рост;
идентичность сообществ (публичные пространства, созданные сообществами или жителями, имеют свою идентичность);
образование и культура (мероприятия, образовательные проекты; публичные пространства могут становиться культурными кластерами);
принадлежность (мы ассоциируем себя с этим местом).
На самом деле, мы очень много времени проводим в публичных пространствах, а наш двор — это одно из наиважнейших публичных пространств, которые мы встречаем сразу, когда выходим из дома. И это место, из которого хотелось бы сделать что-то классное.

GLOBAL PLACEMAKING MOVEMENT

Темой публичных пространств занимаются уже около 60 лет. Существует даже глобальное движение PlacemakingX, которое было инициировано людьми, занимающимися созданием публичных пространств и исследованием их проблем. Публичными пространствами занимаются по всему миру при абсолютно разных условиях,то есть необязательно быть супер образованными архитектор_кой или урбанист_кой, чтобы научиться создавать общественные пространства.
Карта 2019 года, на которой отмечены недели placemaking по всему миру (Placemaking Week). Если посмотреть на наш регион (не только Беларусь, но и в принципе Восточная Европа и Центральная Азия), то кажется, что placemaking до нас ещё не дошёл.
Я организовывала маленькую Placemaking Week in Athens в штате Огайо, которую тоже нанесли на карту. То есть к этому движению можно легко присоединиться, это даёт чувство принадлежности к чему-то глобальному, потому что вы это делаете все вместе. С вами поделятся методологией, как всё организовать, и это может стать первым шагом, чтобы начать что-то делать.

Почему бы не провести во дворе свою собственную неделю placemaking? Не обязательно сразу делать что-то огромного масштаба на 200 тыс. человек, можно начинать с маленького.

Кто такие плейсмейкер_ки?

Что значит placemaking? Place — место, make — делать. Но кто эти люди, которые создают классные публичные пространства, в которых нам хочется проводить время?

Плейсмейкер_ка — это активатор или активаторка публичного пространства.
Было довольно пустое пространство: стояла лавочка на асфальте. Пришёл / пришла плейсмейкер_ка: "А давайте здесь сделаем что-то все вместе? Активируем наше публичное пространство таким образом, чтобы сюда захотелось приходить". Это может быть человек любой профессии!
Самое главное — нести в себе желание активировать, оживить пространство, чтобы туда хотелось приходить и там проводить время.

ИТАК, ВЫ РЕШИЛИСЬ, ЧТО ДАЛЬШЕ?

Допустим, вы решили менять свой двор. Что делать дальше?

Есть два подхода в placemaking:

1
Делать долго — это длительные, серьёзные, масштабные проекты, для которых нужно очень много ресурсов, большое количество человек, большая команда.
2
Делать быстро — это проекты небольшого масштаба (не "тяп-ляп", а то, что мы делаем хорошо, но маленького масштаба, соразмерно нашим силам).
В нашей лекции мы поговорим про проекты небольшого масштаба, которые можно сделать быстро. В обоих случаях мы проходим через следующие пять этапов:
1
Research = изучи местность (двор) и сообщество (соседи и соседки)
2
Ideation = собери / придумай идеи
3
Preparation = наметь план и собери ресурсы
4
Creation = реализуй задуманное
5
Maintenance = не забудь про развитие и уход
Maintenance — важный этап! Существует очень много построенных пространств, которые не развиваются и за которыми не ухаживают. Увы, но они просто загибаются и остаются в памяти.

Принцип Lighter Quicker Cheaper = легче, быстрее, дешевле

Быстрый подход привлекателен, когда у вас нет команды, нет организации, нет миллиарда долларов, но есть желание и идея и, возможно, пару знакомых, которые хотели бы вместе с вами жить в классном дворе. Почему?
1
Быстрые изменения могут быть недолговечны, но они ведут к устойчивым изменениям, которые развивают и сплачивают сообщество.
Допустим, вы совместно построили маленькую библиотеку для обмена книгами, но через месяц она разрушилась. У вас, возможно, не останется самой библиотеки, но у вас будет сообщество, с которым вы сможете сделать ещё больше и круче.
2
Результат изменений виден сразу и мотивирует на дальнейшие действия.
Любой результат. Получилось у вас или нет - это тоже результат. Вы посмеялись (главное, не ругайтесь) и подумали, что делать с этим дальше.
3
Нужно меньшее количество ресурсов, но больше креатива.
Допустим, вы делаете детскую площадку, вы не говорите, что вам нужна детская горка, колесо обозрения и т.д. Вы предлагаете сделать место, где классно пить чай во дворе, а для этого нужен столик, два стула и что-то, чтобы было красиво, например, пару картин. И тут у вас уже должен включаться креатив. Первые идеи будут стандартные: лавочка, площадка, велопарковка. Подумайте, что у вас уже есть и что ещё вы можете из этого сделать.

"Ресурсы — где взять?"

Самый главный ресурс — это люди, которые готовы воплотить идею в жизнь. Это вроде бы совершенно очевидно, но не всегда.

Возможно, у вас нет конкретной идеи, но есть желание и готовность осуществлять в своих дворах и любых публичных пространствах какие-то изменения — значит, у вас есть главный ресурс.

Вы — двигатель прогресса

Вы тот человек, который будет собирать доски, идеи, экспертизу. Если вас не будет, то никто кроме вас, не сможет это всё сделать именно так.
Главные ресурсы:
вы как двигатель прогресса;
ваше время;
ваши навыки лидер_ки и коммуникатор_ки;
ваше желание что-то изменить;
ваша энергия и возможность довести до конца;
ваше терпение.
Перед тем как начинать любой проект, будьте честны с собой. Объективно оцените:
сколько у вас личного времени, потому что это один из ценнейших и невосполнимых ресурсов;
насколько вам комфортно быть лидер_кой и коммуникатор_кой;
своё желание что-то изменить и желание довести всё до конца;
ваше терпение и понимание того, что в менеджменте любого проекта всегда что-то может пойти не так.
Это всё сложные навыки, особенно в ситуации, когда вы делаете это всё в свободное время. И от этого будет зависеть масштаб проекта, который вы собираетесь реализовывать во дворе.

Окей, вы подписались

Не хватайтесь сразу за большие проекты (попробуйте что-то маленькое, чтобы потом понять, получилось ли у вас задуманное, оценить результат и двигаться дальше).
Сделайте меньше, но с большим кайфом и видимым результатом.
Делайте постепенно. Это самая крутая стратегия, особенно в плане развития пространства, в котором живёт очень много людей с абсолютно разными желаниями и потребностями.
Помните про ваше время, драйв, мотивацию, желание довести до конца и не бросить, потому что у вас может быть много финансов, материальных ресурсов, спонсоров, но не будет мотивации, времени и драйва — и у вас просто ничего не получится.
UNDERPROMISE AND OVERDELIVER = недообещайте и перевыполните.
Если вы скажете, что сделаете в своём дворе классное место для чаепития, а сделаете ещё и книжную полку.
Если вы скажете, что построете супер крутой комплекс, но не сможете сделаете ничего.

Типы ресурсов:

материальные ресурсы (краски, проектор, чай, колонка, ноутбук и пр.);
human (эксперт_ки, волонтер_ки, организатор_ки, музыкант_ки и др.);
интеллектуальные (методология, технология, код и др.);
информационные (соц. сети, сайты, газеты, блоги и др.);
транспортные (обычные и грузовые машины, билеты на электричку; это очень важные при placemaking ресурсы, потому что очень многие люди забывают, что купленные доски надо как-то привезти);
административные (ИП, ЖЭС, разрешения, согласования и др.);
финансовые.
Например, для создания парка мне понадобилось:
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
20 литров краски, 5 бочек, 15 паллет, 20 досок, 4 молотка, 10 пицц, чайник, 1 проектор;
HUMAN:
1 художник, 1 плотник, 1 мэр, 10 волонтер_ок, 5 музыкант_ок;
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ:
методология организации Placemaking Week;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
Facebook, местная газета, местное телевидение;1 художник, 1 плотник, 1 мэр, 10 волонтер_ок, 5 музыкант_ок;
ТРАНСПОРТНЫЕ:
1 грузовая машина (чтобы влезло 5 бочек и 20 досок);
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ:
разрешение города, разрешение владельца здания;
ФИНАНСОВЫЕ:
$1600;
ВРЕМЕННЫЕ:
14 дней.

Алгоритм работы с ресурсами:

Составьте список всех ресурсов (от кисточек до печенек, от молотка до дизайнер_ки), которые вам могут понадобиться для реализации идеи.
Табличка — лайфхак: РЕСУРС — ЗАЧЕМ/КОГДА НАДО — ГДЕ ВЗЯТЬ.
Отметьте ресурсы, которые у вас есть и которые легко найти.
Измените масштаб вашей идеи соответственно.
Только после этого составьте список ресурсов, которые нужно покупать или искать. Почему? Потому что бюджет формируется на основе понимания, какие ресурсы уже есть.
Подсказка: составляйте список ресурсов под каждую задачу (под каждый объект).
Пример.
Задача: сделать мурал. Необходимые ресурсы: 1 художни_ца, 3 банки грунтовки, 5 валиков, 20 метров плёнки, 1 проектор, 5 волонтер_ок, 20 банок краски, 1 лестница, 20 перчаток, 1 колонка, 1 плейлист, 5 дней.

Что забыли?
- административные разрешения, накормить всех, гвозди и т.д.

Про бюджет и партнёр_ок

1
Просчитайте бюджеты на те ресурсы, которых вам не хватает, чтобы было понятно, с чем обращаться к партнер_кам / спонсор_кам / меценат_кам / друзьям и подругам.
2
Даже если вы нашли вообще все ресурсы, просчитайте бюджет проекта, как если бы вам пришлось заказывать услугу / ресурсы у кого-то другого (это добавляет +100 к крутости и даёт понимание стоимости подобных проектов, если бы это делали не вы сами (активист_ка), а вам пришлось бы заказывать со стороны).
К чему ведёт неправильное распределение ресурсов или вообще отказ от подсчета ресурсов?

Это ведет к такой картинке:
Сначала у нас было много времени, желания, ресурсов. Но если мы были не очень честны с собой и неправильно рассчитали ресурсы, то нам будет не хватать времени, мы купим на 200 досок меньше, чем нам надо, мы позовем меньше волонтер_ок. То есть к концу мы уже дорисовываем нашу "прекрасную" лошадь (или в нашем случае двор).
Масштаб — это самое важное. Всегда старайтесь всё просчитать.

Где искать ресурсы?

Есть 3 круга ресурсов. Имея список необходимых ресурсов, мы идём к нашим кругам по очереди.
1
Я и FFF (friends, family and fools — друзья, семья и "дураки").
Это ресурсы — за "спасибо".
2
ВНЕШНИЙ МИР:
сообщества рядом (двор, улица, район), которые непосредственно причастны к этому двору. Ресурсы — за комфортную жизнь и причастность.
3
ВНЕШНИЕ ПАРТНЁР_КИ, СПОНСОР_КИ, ОРГАНИЗАЦИИ:
ресурсы — за более весомую материальную, имиджевую или рекламную выгоду.
Чем дальше мы отходим от круга к тем, кому ваше дело более всё равно, тем выше цена за ресурсы. Поэтому следует помнить об этой структуре.
Всё испробовали, но так и не нашли все ресурсы. Что делать?
1)
Пересмотрите масштаб и саму идею. Может, ваша идея нравится только вам?
2)
Пересмотрите ваш подход к коммуникации с партнёр_ками. Может, вы не теми словами объясняете?
3)
Пересмотрите сроки вашей идеи. Может, вы стараетесь построить грандиозный проект за 1 день с подготовкой в 1 день? См пункт 1.
Секретное оружие, чтобы найти ресурсы: "Нет времени объяснять".
Но при этом у вас должно быть достаточно первых ресурсов: драйв, энергия, желание, время, мотивация, позитивный подход и множечко безумия.
И конечно, желание реализовать проект NO MATTER WHAT!

Два подхода из лекций Георгия Заборского для Школы Городских Изменений в зависимости от того, как вы ищите ресурсы:
1
Начни с диалога со всеми потенциально заинтересованными партнёр_ками, участни_цами и стейкхолдер_ками. Постарайся достичь консенсуса и крепкого партнёрства.
2
Начни делать! и выстраивай диалог с теми, кто заинтересовался, по ходу. Люди увидят, что вы делаете (а не просто говорите об этом) крутые вещи, и сами подтянутся помогать.
Эти подходы помогут донести внешнему миру, что вы хотите сделать. Их можно и нужно миксовать.

КЕЙС-СТАДИ: PLACEMAKING WEEK В ГОРОДЕ АФИНЫ В ШТАТЕ ОГАЙО

Подробнее про кейс, который мы рассмотрим, вы сможете узнать из фильма "Making the place" о том, как создавалось публичное пространства, какие были трудности (а было их много).

В 2019 году я организовала Placemaking Week в городе Афины в штате Огайо, где мы построили парк. Но не всё прошло гладко.
Наши ресурсы в тот момент: большое желание сделать парк + команда из 5 безумцев + с миру по нитке: краски, доски, бочки, волонтер_ки, цветочки, дизайнер_ки, художни_цы, плотни_цы.
Что пошло не так?
не так много людей захотело участвовать в креативе;
долго не могли получить разрешение;
не всё задуманное получилось.
Как делали?
начали делать с малым количеством людей → затем пришло более 100 помощников и помощниц;
собрали идеи у самых креативных людей города;
были готовы приглашать людей помогать;
нашли $1800, но не смогли потратить.
Что дальше?
парк стал городским, и за его судьбой следит мэрия;
на его территории проводят фестивали и встречи;
люди причастны к созданию и заботятся о парке.
"ПОНЯТНО ВАМ ИЛИ НЕТ, СТАНЕТ ЯСНО, КОГДА ПРИДЁТ ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ".
(Г. П. Щедровицкий)
Можно слушать очень много лекций, но старайтесь всё, что вы слушаете, особенно в этом курсе Наши дворы, постепенно применять на практике.

НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО.
ГЛАВНОЕ — НАЧИНАЙТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ.

ТАКТИЧЕСКИЙ УРБАНИЗМ — ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД?

ТАКТИЧЕСКИЙ УРБАНИЗМ - практика (метод), который возник в Америке. Это быстрый способ временного изменения функции городской среды через недорогие и легковозводимые конструкции, имитирующие планируемые изменения в городской среде.
Пример тактического урбанизма в Барселоне. Это место раньше было транзитной/проходной зоной.Здесь захотели изменить функцию, сделать публичное пространство, где можно отдохнуть, посидеть. И вот такими недорогими методами они это сделали: вазоны, скамейки из деревянных балок, озеленение, окрашенный асфальт

Тактическое благоустройство и урбанизм VS Комплексное благоустройство

Стоимость проектов с использованием тактического благоустройства гораздо ниже. Поэтому перед тем, как вкладывать много денег в комплексное благоустройство с дорогостоящими материалами и оборудованием, можно сначала проверить, как это пространство будет работать с теми же функциями, но из более дешёвых материалов.

Чем полезен тактический урбанизм?

Помогает проверить правильность проектных решений (сначала тактическое → потом комплексное благоустройство).
Помогает узнать, как горожане и горожанки отреагируют на изменения.

Тактический урбанизм при изменении улиц

В Америке тактический урбанизм чаще всего применяется, когда изменяют профиль улицы и сокращают количество полос автомобильного движения, потому что это обычно сразу вызывает негативную реакцию у автомоблист_ок: "Нам будет неудобно ездить". НО мы все прежде всего пешеход_ки.
Такие изменения делаются на какое-то время, чтобы посмотреть, как они работают, как реагируют жители и жительницы. После принимается решение о том, вносить ли изменения.

Беларуские примеры тактического урбанизма

Плюсы тактического урбанизма:
быстрые изменения,
дешёвые материалы,
гибкие и изменяемые решения,
возможность многократных повторений,
участие жителей и жительниц.

Три проекта Минской урбанистической платформы

Улица стрит-фуда в городе Молодечно

Менеджер проекта — Анна Холод и команда NSNL
Архитекторы — Настя Гермацкая и Илона Эльяшевич, Минская урбанистическая платформа


ПРЕДИСТОРИЯ:

В Молодечно действовал дискуссионный клуб о том, что классного можно сделать в городе. Было много размышлений на разные темы. Один из участников очень хотел, чтобы на улице играл джаз. Его идеей загорелись и другие люди. При планировании проекта стали отталкиваться от этой темы.

Было выбрано пространство для проекта: территория находилась среди жилых кварталов и являлась товариществом собственников. По сути, это старый рынок между дворовым пространством с двумя рядами ларьков, где продавали какие-то продукты, а незадолго до проекта там стали открываться небольшие заведения.
Так место выглядело до изменений. Это была небезопасная и неудобная заасфальтированная проезжая часть.
Команда сделала пилотный проект: они договорились с городом и на выходные перекрыли улицу от автомобилей, развесили огоньки, позвали музыкантов. Это очень классно сработало, всем хозяевам заведений тоже понравилось. Тогда активисты и активистки проекта подались на Social Weekend и выиграли его. А1 профинансировали 10 тыс. бел. рублей — и тогда они позвали нас, команду Минской урбанистической платформы, для реализации проекта, на который они выиграли деньги.

ХОД ПРОЕКТА:
1
Мы помогли провести однодневный воркшоп по сбору идей и поиску идентичности вместе с местными жителями и жительницами, а также местными архитектор_ками.
2
Потом дорабатывали проект и рассчитывали бюджет.
3
Согласовывали проект с ГАИ (это было необходимо, потому что улицы решили перекрывать).
4
После был месяц стройки вместе с жителями и жительницами и изменение проекта в процессе.
ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ?

Из материалов и инструментов у нас было: 1. не очень много денег, 2. старые паллеты, 3. бочки, 4. краска, 5. растения.
Мы понимали, что нам придётся разбирать паллеты и использовать их как доски, потому что на новые у нас не было средств.
Был запрос на сцену для музыкантов и музыканток, террасы, безбарьерную среду с посадочными местами. Поэтому в проекте появилось много уличной мебели и парклеты на месте парковочных мест. Чтобы перекрыть движение, мы отгородились бочками с двух сторон.

ПЕРВОЕ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ:
1
Покрасили асфальт краской: такое действие быстро изменило настроение всего пространства и позволило детям придумывать свои игры. Кроме того, это довольно дешёвый инструмент.
2
Повесили гирлянды для освещения и создания атмосферы.
3
Берлинские художники вместе с беларуским художником Bazinato раскрасили павильоны со стороны проезжей части.
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ:
Общая терраса возле нескольких заведений. Здесь установлены пандус, клумбы и сверху должны были стоять столики; сделаны ступеньки, которые постепенно переходят в сидения, немного похожие на амфитеатр. Мы старались решать проблему (без)барьерной среды через выполнение сразу нескольких функций ступенями амфитеатра. Так оно проектировалось, а вот так выглядит сейчас:
Планировалось создание сцены возле перекрытого бочками участка дороги и зоны для танцев. К сожалению, это не было реализовано, потому что в процессе реализации проекта многое менялось, в том числе и бюджет.

Например, из-за того, что в проекте было заложено перекрытие улиц, пришлось согласовывать проект с ГАИ и устанавливать около 20 дорожных знаков, которые потянули большую часть бюджета. Благодаря методам, которые упоминала Надя ранее, и разговорам с заинтересованными жителями и жительницами мы нашли уже использованные знаки, немного гнутые, но дешевле. Вот так проект изменился в процессе.
Также планировались парклеты — это зоны отдыха или объекты благоустройства, которые возникают на месте бывшего парковочного места. Но они, тоже не были реализованы, т.к. возник конфликт мнений о выгодности их установки. Но создание и использование подобных парклетов может пойти вам на заметку.
Реализована разнообразная уличная мебель из бочек и досок от старых паллет,, а также совмещённые сиденья с функциями клумбы.
Везде были посажены подсолнухи. В ходе поиска идентичности мы определили жёлтый цвет и выбрали эти растения.
Сейчас предприниматели и предпринимательницы по-своему выстраивают зоны своих заведений.
ВОТ ТАК ПРОХОДИЛА СТРОЙКА:

Мы привезли доски, паллеты и целый месяц строили на уже перекрытой улице. Тогда внезапно появилось много людей, которые хотели нам помогать: какие-то предприниматели, хозяева лесопилки, которые добавили нам дерева. Мне кажется, что благодаря оказанной нам помощи, реализованный проект вышел в полтора-два раза дороже, чем изначально планировался в бюджете.
Узнать больше о проекте можно в этом видео.

Тактильный сад для детей и взрослых в рамках Vulica Brasil.

В рамках Vulica Brasil.
Архитекторы — Илона Эльяшевич и Настя Герамацкая.
Минская урбанистическая платформа.

Тактильный сад – это инклюзивная площадка, урбанистическая интервенция. Она представляла собой набор разновысоких модулей, которые складывались в ступенчатую конструкцию. Каждый модуль имел своё наполнение, с которым можно было тактильно взаимодействовать (песок, галька, мульча, растения).
Этот объект располагался во дворике бывшей Галереи современного искусства "Ў". Он был создан в 2019 году, когда открылась летняя терраса возле бара "Ў". Тогда присутсвовал запрос: ул. Октябрьская по сути являлась местом только для взрослых, а детям на улице негде было проводить время. Мы сами всё спроектировали и сделали всё на складе в соседнем здании.
А так это выглядело в проекте: какие-то места для сидения, разные засыпки, озеленение, — всё это планировалось как модульная конструкция, которая могла передвигаться и компоноваться разными группами во всём дворике
Если вы будете сами что-то строить или проектировать, то этот объект хорош тем, что он совмещает разнообразные основные и добавочные функции:
В проекте использовали разные материалы:
Фотографии из Instagram, как люди использовали это пространство, фотографировались и наслаждались местом:

альтернативный двор: серебрянка

Руководитель проекта — Надежда Царенок.
Разработчики эскизного архитектурного проекта — Надежда Царенок и Ната Немкова.

Это был большой партисипативный проект взаимодействия с жителями и жительницами, активации сообщества. О партисипативной части этого проекта вы можете прочитать у нас на старом сайте. Этот проект не про тактический урбанизм, но про дворовую территорию.
Проект был рассчитан на то, чтобы с течением лет во двор могли добавляться новые объекты. Было разработано 4 этапа развития дворового пространства:
Проект был рассчитан на то, чтобы с течением лет во двор могли добавляться Важный момент: на первом этапе жителям и жительницам были предложены четыре варианта компоновки объектов. Они сами голосовали за то, что хотели установить (выбрали в итоге песочницу).

Все объекты, реализованные в проекте, были спроектированы архитекторами и архитекторками, создавались людьми-профессионалами. Однако некоторые из них довольно просты, т.е. их можно сделать самим. Примеры некоторых объектов:
Этот кейс показывает, что менять свой двор можно постепенно, в несколько этапов развития. Попробуйте начать с маленьких изменений, чтобы понять, какие именно объекты важно установить.

Какие примеры посмотреть и что почитать, чтобы построить самостоятельно?

Полезные ссылки:
Библиотека им. Ленина в Москве. Использованный там метод называется "бомбардировкой зеленью".
Двор в г. Сахта, Челябинская область, который жители строили сами.
Площадь в Челябинске — это самый простой пример, в котором использовались только паллеты. Изучите на данном примере, как это меняет пространство и как оно функционирует.
Проекты велогаражей, разработанные 1) Минским велосипедным обществом, 2) ПРООН и 3) Солянкой.
Методички "Проектной группы 8" про то, как делать двор самим своими руками и как менять его в лучшую сторону
Методичка Tactical Urban Guide. В ней, в основном, представлены изменения, касающиеся переустройства автомобильных дорог. Обратите внимание на перечисленные инструменты по категориям того, что и где можно использовать.
Совет: на самом деле, погуглив термины "тактический урбанизм", "мебель из паллет", вы можете увидеть много решений, которые можно выбрать и реализовывать.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ МОГУТ БЫТЬ ВО ДВОРЕ?

1 / Клумба
2 / Техническое оборудование
3 / Навес
4 / Павильон
5 / Навес-кафе
6 / Клумба-скамейка
7 / Пинг-понг
8 / Гамаки
9 / Полоса препятствий
10 / Амфитеатр
11 / Клумба-скамейка
12 / Скейтпарк
13 / Площадка познаний
14 / Качели
15 / Уличная кухня

ЧТО ВАЖНО НЕ ЗАБЫТЬ, КОГДА СТРОИШЬ САМ_А?

1
В качестве материала удобнее всего использовать древесину.
Её можно раздобыть на лесопилках и в магазинах Сделай Сам. Не забывайте о таких простых материалах, как паллеты. Их можно попросить у обычных магазинов, если они остаются после разгрузки, или найти на Куфаре.
2
Поищите помощь по проектированию и расчёту материалов у соседей и соседок.
Наверняка, некоторые имеют опыт и навыки или, например, строят себе дачу самостоятельно.
3
Не забудьте посчитать примерный бюджет.
Туда войдут не только пиломатериалы, но еще и те вещи, про которые мы часто забываем, например, пропитки для дерева, саморезы, транспортировка и прочее. Эти графы могут оказаться больше, чем вы ожидали.
4
Попробуйте спроектировать свой двор в программе SketchUp.
Это очень простая бесплатная программа, осваиваемая за один видеоурок. В ней вы можете воспроизвести дома, проезд, двор и деревья, а также смоделировать общую форму объекта, который вы хотите построить. Также у этой программы есть библиотека объектов — 3D Warehouse. С помощью неё можно скачать уже готовые объекты благоустройства и посмотреть, как их расположить во дворе.
5
Не забудьте, что вам нужно место, где вы будете строить.
Небольшие объекты вы можете строить прямо во дворе. Так вы привлечёте и сможете заинтересовать больше соседей и соседок. Но если строите что-то более серьёзное, то вам понадобится склад либо гараж. Спросите у участников и участниц сообщества.
6
Предупредите заранее жителей и жительниц двора и тех, кто обслуживает двор, о ваших намерениях.
Объясните, что ваша конструкция представляет из себя что-то полезное, например, это будущая песочница, а не просто бесхозные доски. Постарайтесь не вступать в конфликты, а создать доверительные отношения.
Made on
Tilda