МИНСКАЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Идеальный двор. Из чего состоит пространство двора и кто это определяет

Мы вместе с нашей спикеркой на лекции 24 июня 2021 года попытались разобраться, что такое идеальный двор и существует ли он вообще. Мы постарались понять, по каким критериям можно определить качество дворового пространства, а также лекторка разобрала, как эти критерии можно применять к нашим дворовым пространствам. Кратко обо всём читайте в конспекте, а для более подробной информации смотрите лекцию

Содержание

Мы сформулировали название лекции как "Идеальный двор. Из чего состоит пространство двора и кто это определяет?"

Почему такое название? Очень часто мы слышим, что тот или иной двор является идеальным по каким-то признакам или критериям. А что такое идеальный двор? Давайте проговорим следующее: что это; существует ли понятие идеального двора в принципе; можно ли как-то оценить такое пространство?

Для начала рассмотрим два примера дворового пространства.
Эти дворы действительно очень симпатичные. Но можно ли назвать их идеальными? По моему мнению — нет.

Отмечу, что стремиться к таким дворам стоит, но давайте вместе разбираться, что такое идеальный двор и по каким критериям можно понять, что двор идеальный.

ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Для начала поговорим о типах деятельности, которую мы производим в городском пространстве. Мы куда-то идём, едем, что-то делаем, читаем, встречаемся с друзьями — всё это деятельность.

Её можно разделить на две категории:

Обязательная деятельность

Это та деятельность, которую мы производим в обязательном порядке, у нас нет выбора её не делать: мы ждём транспорт, чтобы поехать куда-то, мы идём из точки А в точку Б, мы направляемся в магазин, на учёбу или работу. То есть это та деятельность, без которой мы не можем жить. И наше пространство всегда будет заполнено людьми, потому что они выполняют обязательную деятельность.

Даже Октябрьская площадь, на которой абсолютно некомфортно находиться, всё равно является площадкой для обязательной деятельности: через неё ходят люди, чтобы добраться из одного пространства в другое.

Необязательная деятельность

Очень важный вид деятельности. Это творчество, то, что мы можем делать с друзьями, случайные встречи, наши желания, наши интересы — всё это является необязательной деятельностью. И это очень важная часть жизни города.

Обязательная деятельность в основном происходит в городском пространстве, в общественных пространствах города, которыми не особо являются наши дворы.

Хотя у нас есть определённые зоны транзита, но по факту деятельность, которую мы производим во дворе, — это необязательная деятельность. Это отдых под деревьями, разговоры на лавочке, высадка каких-то растений, уход за ними, игры в песочнице — это всё необязательная деятельность.

Однако сказать, что сейчас наши дворы насыщены необязательной деятельностью, скорее всего, нельзя. Хотя у нас есть такая потребность и мы хотим находиться в нашем пространстве, в пространстве нашего двора. Почему этого не происходит?

Давайте немного оглянемся назад. Почему наши дворовые пространства выглядят сейчас так, как они выглядят? Почему наша деятельность производится так, как она производится?

Отсутствие привычки быть в пространстве

Наши города, в частности Минск, были застроены в послевоенный период. Основной целью при застройке было удовлетворение базовых потребностей горожан и горожанок, а именно потребности в жилье.
Пример советской застройки.
Поэтому всё упрощалось и типологизировалось: у нас появились очень похожие друг на друга микрорайоны, одинаковые дома, одинаковые квартиры, одинаковые дворовые пространства с одинаковыми детскими и спортивными площадками. Благодаря этому в тот момент удовлетворялись базовые потребности.

Какие базовые потребности были в советском пространстве и кого в нём учитывали?

Образ советского человека

Существовало определённое понимание идеального советского человека, которое сводилось к следующему:
есть дети, которые будут играть на детской площадке; эти площадки одинаково проектировались, на них устанавливались типовые малые архитектурные формы;
потом дети становились подростками, учились в школах, играли на спортивных площадках при школах;
далее дети становились взрослыми, ходили на заводы, работали и совсем не пользовались двором; если ты директор / директорка завода, то можешь иногда парковать свою машину во дворе или скорее в гараже в своем районе;
после ты состариваешься; и да, у тебя уже есть место в городе: лавочка возле дома, с которой ты будешь наблюдать за детьми, играющими во дворе.
Таким образом удовлетворялись лишь базовые потребности человека. Конечно, в реальности дворы функционировали не совсем так. Существовали другие запросы и потребности у людей, которые не "подпадали" под упрощённый образ советского человека. Их потребности, к сожалению, не учитывались. Однако проектирование дворов и не только свелось к достаточно упрощённым формам — всю необязательную деятельность, которая происходила во дворе, включали в обязательную деятельность или исключали вовсе.

В итоге появились четыре типа аббревиатур, выражающих будто бы обязательную деятельность. Их мы до сих пор видим на планах наших дворов: СП, ДП, ПО, АП (спортивная площадка, детская площадка, площадка для отдыха, автомобильные парковки соответственно). По сути, в наших дворах как проектировалась обязательная активность, которую мы "должны" вести, так и продолжает проектироваться.
Во дворе есть выделенные зоны, в которых должна происходить наша активность. Она должна происходить в соответствии с каким-то определённым видением того или той, кто проектировал двор. Однако мы производим необязательную деятельность, которая не всегда укладывается или вообще не укладывается в рамки, предоставленные нам проектированием. Получается, что в старых дворах, спроектированных в тот период, остались всё те же группы, что и рассматривались в образе советского человека.

КТО ЕСТЬ ВО ДВОРЕ СЕГОДНЯ?

В наших дворах сегодня представлены или заметны 5 групп пользователей: маленькие дети, люди интересующиеся спортом, люди с собаками, автомобилисты, пожилые люди у подъезда.
Все остальные группы, которые находятся сегодня в дворовом пространстве, как будто исключены, и им нет места в этом пространстве. При этом в наших микрорайонах достаточный объём открытого пространства, чтобы все мы могли там производить какую-либо деятельность.

Вернёмся к тому, что у нас есть необязательная деятельность, которую мы можем и хотим производить. И всё это при том, что сегодня у нас сильно изменились как возможности, так и потребности.

Новые потребности

У нас появился набор новых потребностей. Например, во время первой вспышки Covid-19 для многих стало открытием, что существуют дворы. Когда люди начали работать дома, им захотелось проводить время и в своих дворах. Но оказалось, что для них там нет места, хотя потребность есть.

Так как наши потребности растут, а функционал в нашем дворе недостаточен, то появляются разные запросы о том, как мы хотим проводить время во дворе. Есть много активностей, которые могли бы проводиться в наших дворах, но этого не происходит. Причём в каждом дворе получился бы достаточно индивидуальный набор активностей, так как в каждом дворе живут уникальные люди.
Двор должен отражать потребности и желания тех пользователей и пользовательниц, которые там живут.
Например, у нас есть соседние одинаковые по форме дворы, но в одном дворе пожилые люди хотят заниматься какими-то спокойными активностями (играть в шахматы, читать книги и т.д.), а в соседнем дворе, где очень много детей, будет большой запрос на детскую площадку. В зависимости от этого будут изменяться пропорции активностей, которые есть в разных дворах.

Активности во дворах

Для одного из своих проектов Минская урбанистическая платформа сделала список активностей, на которые могут быть запросы в наших дворах. Некоторые из них: лазать, бегать, смотреть фильм на большом экране, прыгать, выращивать растения, балансировать, висеть, запускать воздушного змея, копать песок, танцевать, готовить еду, рисовать, играть (в спортивные игры, в настольные игры) и т.д. Полный список активностей вы сможете найти в нашей лекции.

То есть это совершенно разные активности, на которые у нас появляются запросы, и все они могут быть в наших дворах.
Уникальные жители и жительницы дворов → Уникальный набор активностей во дворах
Каждый двор уникален, так как и состав жителей / жительниц в каждом дворе уникален. Поэтому отчасти можно назвать идеальным тот двор, который удовлетворяет потребности своих пользователей и пользовательниц. Но это только с одной стороны.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДВОРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

С другой стороны, мы должны говорить о том, что у двора есть не только активности, которые там производятся, но также и критерии качества самого пространства.
Ян Гейл — датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, чья карьера была сосредоточена на улучшении качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов. В свой книге "Города для людей" сформулировал 12 критериев качества городской среды, которые мы и будем использовать.
Эти критерии качества разделены на 3 группы: защита, комфорт, удовольствие. Рассмотрим каждый из них на примерах.

Первая группа критериев: защита

1. Защита от транспорта и происшествий / защита

В наших дворах очень много машин по достаточно объективным причинам. Да, их много. Говорить о том, что "давайте сейчас их всех уберём и будем жить дружно и счастливо", мы не можем. Но, с другой стороны, говорить о том, что мы чувствуем себя в безопасности в таком количестве машин, тоже нельзя.
1 / Пример дворового пространства, в котором мы испытываем страх перед транспортом.

2 / Те же автомобили, выделенные зелёными насаждениями, выглядят уже не так опасно.
Пример дворового пространства, в котором мы испытываем страх перед транспортом.
Те же автомобили, выделенные зелёными насаждениями, выглядят уже не так опасно.
Нам страшно выходить на условную проезжую часть во дворе, которой по факту быть не должно.

Нам страшно пускать детей выходить на улицу самостоятельно, так как для этого двор должен быть довольно изолированным и приватным пространством.

2. Защита от преступности и насилия / защита

Мы не можем всех защитить при помощи методов работы с пространством. И говорить о том, что у нас будет 100%-ная защищённость от преступности при грамотном планировании, тоже нельзя. Однако есть набор инструментов, которыми можно предотвращать проявления насилия. Например, снижение уровня преступности происходит при достаточном освещении пространства и его наполненности наблюдателями и наблюдательницами.
1 / Пространство с недостроенной частью, в котором нет людей и фонарей, выглядит опасно и неприятно. Мы понимаем, что оно легко маргинализируется.

2 / Пространство, где много людей. Оно активное, хорошо освещаемое — в этом пространстве гораздо безопаснее находиться.
Пространство с недостроенной частью, в котором нет людей и фонарей, выглядит опасно и неприятно. Мы понимаем, что оно легко маргинализируется.
Пространство, где много людей. Оно активное, хорошо освещаемое — в этом пространстве гораздо безопаснее находиться.
Таким образом, ощущение безопасности появляется, когда у нас есть "глаза" на улице, а также хорошее освещение в вечернее время.

3. Защита от неприятных ощущений / защита

Неприятные ощущения у нас могут вызывать грязь, пыль, шум, яркий свет, ветер, осадки в виде снега или дождя, холод, жара.
1 / Это пространство не защищено ни от чего. В нём нет ни деревьев, ни навесов; в жару в этом пространстве весьма вероятно погибнут растения, может появиться пыль. Оно вызывает множество неприятных ощущений сейчас и потенциально будет вызывать их и потом при своём развитии (или, правильнее сказать, при своей деградации).

2 / Здесь есть определённые зоны, выделенные кустарниками, имеется какое-то разграничение, также присутствует навес и теневые части, создаваемые деревьями — тут мы можем укрыться от солнца).
Это пространство не защищено ни от чего. В нём нет ни деревьев, ни навесов; в жару в этом пространстве весьма вероятно погибнут растения, может появиться пыль. Оно вызывает множество неприятных ощущений сейчас и потенциально будет вызывать их и потом при своём развитии (или, правильнее сказать, при своей деградации).
Здесь есть определённые зоны, выделенные кустарниками, имеется какое-то разграничение, также присутствует навес и теневые части, создаваемые деревьями — тут мы можем укрыться от солнца).

Вторая группа критериев: комфорт

4. Возможность ходить / комфорт

Этот блок наполнен как будто очевидными фразами, но, на самом деле, они значат очень много. Возможность ходить — это не просто передвижение ногами. Это возможность качественной ходьбы, то есть доступ к разным поверхностям, отсутствие препятствий.
1 / По данному примеру мы видим: некомфортно и опасно ходить по разбитой плитке и рассыпанному гравию, песку; отсутствует безбарьерная среда. Вдалеке автомобили припаркованы на каком-то непонятном пространстве. Ходить тут очень некомфортно.

2 / Пространство, в котором доступны все зоны. Скорее всего оно безбарьерное. Нам просто хорошо, приятно и доступно ходить по всем частям дворового пространства.
По данному примеру мы видим: некомфортно и опасно ходить по разбитой плитке и рассыпанному гравию, песку; отсутствует безбарьерная среда. Вдалеке автомобили припаркованы на каком-то непонятном пространстве. Ходить тут очень некомфортно.
Пространство, в котором доступны все зоны. Скорее всего оно безбарьерное. Нам просто хорошо, приятно и доступно ходить по всем частям дворового пространства.

5. Возможность стоять и проводить время / комфорт

В этом блоке важно не то, что мы можем просто стоять. Куда важнее именно проводить время. Таким образом речь идёт о местах для случайных встреч или знакомств.
1 / Нам не особо захочется стоять и разговаривать в этом дворе: негде прислониться, негде спрятаться в тень, негде присесть вместе с собеседни_цей. Это пространство граничит и с автомобилями, и с мусорными баками. Поэтому оно не является комфортным. 2 / Во второй ситуации тоже как будто нет возможности к чему-то прислониться, нас не особо что-то защищает. Но есть дерево, о которое мы могли бы опереться и / или сесть на траву. В этом пространстве гораздо комфортнее, чем в первом.
1 / Нам не особо захочется стоять и разговаривать в этом дворе: негде прислониться, негде спрятаться в тень, негде присесть вместе с собеседни_цей. Это пространство граничит и с автомобилями, и с мусорными баками. Поэтому оно не является комфортным.

2 / Во второй ситуации тоже как будто нет возможности к чему-то прислониться, нас не особо что-то защищает. Но есть дерево, о которое мы могли бы опереться и / или сесть на траву. В этом пространстве гораздо комфортнее, чем в первом.
Нам не особо захочется стоять и разговаривать в этом дворе: негде прислониться, негде спрятаться в тень, негде присесть вместе с собеседни_цей. Это пространство граничит и с автомобилями, и с мусорными баками. Поэтому оно не является комфортным.
Во второй ситуации тоже как будто нет возможности к чему-то прислониться, нас не особо что-то защищает. Но есть дерево, о которое мы могли бы опереться и / или сесть на траву. В этом пространстве гораздо комфортнее, чем в первом.

6. Возможность сидеть / комфорт

Возможность сидеть можно описывать через различные формы и виды того, как мы сидим. Например, можно сидеть на солнышке, можно сидеть в тени деревьев или на лавочке около подъезда после работы, можно лежать на лежаке.
1 / Это пространство находится в тени деревьев, этим оно достаточно комфортное в солнечное время. Однако возможности сидеть там у нас нет. Но при наличии дополнительного атрибута в виде лавочки оно могло бы таким быть.

2 / В правом пространстве появляется мощение достаточного размера для транзита и установки лавочки, а так же присутствует лёгкая тень — здесь нам комфортно сидеть.
Это пространство находится в тени деревьев, этим оно достаточно комфортное в солнечное время. Однако возможности сидеть там у нас нет. Но при наличии дополнительного атрибута в виде лавочки оно могло бы таким быть.
В правом пространстве появляется мощение достаточного размера для транзита и установки лавочки, а так же присутствует лёгкая тень — здесь нам комфортно сидеть.

7. Возможность видеть / комфорт

Достаточно неочевидный пункт. Под возможностью видеть имеется в виду, что у нас должна быть какая-то просматриваемая территория, должны появляться интересные виды. Также важно, чтобы мы соотносили себя с этим пространством.
1 / Здесь мы видим пустынный двор и не очень понимаем, где он начинается и где заканчивается. Нельзя сказать, что нам интересно что-то здесь видеть.

2 / Здесь нам достаточно интересно смотреть на то, что происходит на детской площадке, как взаимодействуют люди на лежаках. Мы понимаем границы этого пространства в виде домов. Также появляются ландшафтные элементы в виде зелёных насаждений.
Здесь мы видим пустынный двор и не очень понимаем, где он начинается и где заканчивается. Нельзя сказать, что нам интересно что-то здесь видеть.
Здесь нам достаточно интересно смотреть на то, что происходит на детской площадке, как взаимодействуют люди на лежаках. Мы понимаем границы этого пространства в виде домов. Также появляются ландшафтные элементы в виде зелёных насаждений.

8. Возможность разговаривать и слушать / комфорт

В общественных пространствах мы постоянно разговариваем и слушаем людей, т.е. коммуницируем. Важно, чтобы отсутствовал дополнительный шум, были какие-то варианты для сидения или места для того, чтобы было удобно стоять и слышать собеседника / собеседницу.
В первом случае мы не видим таких возможностей. Во втором случае у нас тихая зона с лавочками, располагающимися друг напротив друга: можно сидеть рядом или напротив своего собеседника или собеседницы.

9. Возможность играть и заниматься спортом / комфорт

На первой фотографии такая возможность как будто есть. Но возможность играть и заниматься спортом — это в первую очередь про какие-то творческие занятия. А металлическое оборудование, на которое мы можем только залезть, слезть и больше ничего, не имеет никакого творческого потенциала.
Кроме того, существуют опасность попасть под машину и вариант, при котором машина заедет на площадку. С первым пространством (в отличие от второго) совершенно неинтересно взаимодействовать. Второе тоже достаточно примитивное, но у него есть различные сценарии использования элементов. Т.е. во втором случае у нас есть возможность для творчества. К тому же оно рассчитано на различный возраст.

Третья группа критериев: удовольствие

10. Масштаб / удовольствие

Ян Гейл занимался выведением оценочных характеристик городской среды, которые можно использовать для проектирования. Поэтому некоторые пункты не подходят для оценки среды, чтобы что-то менять в городском пространстве постфактум, например этот — "Масштаб".
Однако мы можем произвести оценку и сказать, что на первой фотографии среда достаточно комфортная. Это маленькое камерное пространство двора малоэтажной застройки, мы себя ассоциируем с этим пространством. В отличие от второго примера, где мы не понимаем границ пространства и не понимаем, насколько мы сомасштабны ему.

Говорить о том, что первый вариант с малоэтажной застройкой — это единственно правильный способ, не совсем правильно. Но сомасштабность человека в пространстве — это важный момент, о котором следует помнить.

11. Возможность наслаждаться погодой / удовольствие

Для разных людей приятны разные погодные условия, за которыми хочется наблюдать и в которых комфортно находиться. Кто-то хотел бы сидеть и смотреть на солнечное пространство из тени, кто-то хотел бы загорать на солнце, а для кого-то важно сидеть под навесом и наблюдать за тем, как идёт дождь.
В первом случае у нас как будто есть места с тенью и солнцем, но нет никакой возможности наслаждаться погодой, потому что нет обустроенной площадки. В отличие от второго пространства, где есть возможность насладиться солнцем (но, вероятно, где-то рядом есть и другие возможности).

12. Положительные ощущения / удовольствие

Здесь имеются в виду положительные ощущения от дизайна, качества материалов и разработанных узлов. Это именно тот блок, которым больше всего увлекаются архитекторы и архитекторки, потому что чаще всего в наших дворовых пространствах мы видим что-то наподобие первого примера. Бывает лучше, бывает хуже, но это не то, что вызывает у нас положительные ощущения, когда мы смотрим на подобные достаточно дешёвые пластиковые конструкции.
Второй пример дворового пространства индивидуальный, хорошо сделан, нам интересно его потрогать, залезть на него, посмотреть, разобраться, как это работает. Заметна очень большая разница между двумя примерами. Хотелось бы, конечно, видеть меньше элементов, которые не вызывают у нас никаких положительных ощущений.

В этот пункт, кроме малых архитектурных форм, также входят: ландшафтный дизайн и какие-то другие элементы; зелёные насаждения, которых в наших городах не хватает.

Важно понимать, что у нас есть множество активностей во дворе и есть качество пространства. Соединив это, можно попробовать сформировать более или менее идеальный или схожий с нашим идеалом двор.

Двор — это пространство компромисса

Нас во дворе очень много, а желаний и потребностей в сумме ещё больше. При такой ситуации двор становится пространством компромисса, где мы учимся:
1)
договариваться и определять, какие из наших активностей более приоритетны, какие менее;
2)
как активности можно между собой комбинировать;
3)
как эти пространства работают. Например, некоторые пространства могли бы работать утром, некоторые — вечером, потому что определённые группы используют их в разное время суток.

ПРИМЕР РАБОТЫ С ДВОРОВЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Я взяла достаточно стандартный тип дворового пространства и выбрала наугад из нашего списка набор активностей, чтобы разместить их в этом дворе. Что есть сейчас в этом пространстве? Дома, проезды и парковки, набор уже выросших взрослых деревьев и зелёных насаждений.

Что мы можем сделать дальше?

Зонирование

1)
Посмотреть, как мы доходим до наших домов по двору, — это очень важная первичная функция, которая должна быть удовлетворена.
2)
Чтобы сделать пространство менее опасным и более приятным, вспоминаем первый пункт критериев, которые мы рассмотрели: нам тревожно, когда рядом находятся машины. Поэтому вдоль парковок должно быть буферное озеленение в виде кустов. Так мы сможем чувствовать себя более защищёнными в своём же дворовом пространстве.
3)
Далее пробуем в этом дворе разместить функции.
Для начала определяем более активные функции. Например, можно играть в мяч и танцевать. Они объединяются по степени активности и по уровню шума.
Далее у нас есть более тихие активности: копать песок (вероятно, детская площадка), выращивать растения, читать. Запрос на тихую зону есть всегда. Давайте сделаем несколько блоков, где мы можем тихо провести время. Теперь зелёные насаждения делят пространство на две части: с более тихой и более громкой активностями.
Также мы можем танцевать: включать какие-то клипы, фильмы и др. Поэтому возможность смотреть что-то на большом экране у нас может каким-то образом соединяться с пространством для танцев.
И ещё одна важная активность: качаться на качелях. Причём качаться на качелях могут и взрослые, которые приходят потанцевать и посмотреть фильм, и дети, которые проводят своё время на детской площадке. Т.е. это пограничное пространство, которое может взаимодействовать со всеми.
4)
Далее накладываем пешеходные связи, чтобы удовлетворить потребность в доступе к хождению по двору — и у нас уже выделяются несколько блоков:
например, детская площадка может разделиться на две части с совершенно разными активностями: в одной части более подвижные, например, можно качаться на качелях, а в другой — более тихие зоны для активности, где, например, можно копать песок, выращивать растения вместе с детьми;
к спортивной площадке добавим условно тихую зону, а именно площадку отдыха;
скорее всего появится специальное место в зоне танцев, чтобы смотреть кино; например, какие-то мобильные элементы, которые мы могли бы переносить.
5)
Важно понимать, что базовых деревьев, которые уже были в этом пространстве, недостаточно. Добавим дополнительные зелёные насаждения, которые обеспечат нам ландшафтные виды и сделают буфер от проходных зон или от более активных зон, создадут больше уюта.
Итоговый план дворового пространства.

Оценка созданного пространства по качественным критериям

Перейдём к оценке этого пространства по тем рекомендациям и критериям, которые мы разобрали ранее.
1
Защита от транспорта и происшествий: мы отгородимся от парковок с помощью буферного озеленения.
2
Защита от преступности и насилия: мы можем этого добиваться количеством людей во дворе, "глазами" на двор, а также освещением. За освещение на этой стадии мы отвечать уже не можем. В какова степень активности двора? Мы распределили различные функции, а это должно спровоцировать постоянное нахождение какого-то количества людей в дворовом пространстве. таким образом двор стал активным.
3
Защита от неприятных ощущений: многие проблемы из этой категории решаются на уровне детальной проработки, но уже можно сказать, что от ветра или от солнца мы теоретически защищены за счёт растений и деревьев.
4
Возможность ходить: у нас продумана сеть пешеходных дорожек, которые обеспечивают доступ от разных зон и от подъездов. Мы достаточно комфортно можем дойти из одной зоны в другую.
5
Возможность стоять и проводить время: эти возможности здесь предусмотрены.
6
Возможность сидеть: лавочки на этом масштабе не предусматриваются, однако можно сказать, что они появятся в тихой зоне, в зоне отдыха на спортивной площадке. Также возможность сидеть появится около пространства кинопросмотров. Кроме того, в огороде могут появиться какие-то стульчики, где мы можем ковырять земельку или посадить огурцы или помидоры. Возможны и зоны для родителей на детских площадках.
7
Возможность видеть: у нас появляются дополнительные декоративные зелёные насаждения, за которыми мы можем наблюдать; двор просматривается, однако появляется дополнительная зелень, через которую мы не видим насквозь. Таким образом потребность видеть в этом пространстве с большего будет удовлетворена.
8
Возможность разговаривать и слушать: изначально был запрос на чтение и, соответственно, на такие тихие зоны, в которых можно разговаривать и слушать. Мы эти зоны разместили по всему двору.
9
Возможность играть и заниматься спортом: есть и спортивная площадка с зоной отдыха, и детская площадка, и качели для разных возрастов.
10
Масштаб в данной ситуации мы не рассматривали, так как работали с уже существующей застройкой.
11
Возможность наслаждаться погодой: у нас появляется как тень, так и солнечное пространство. Детально это прорабатывается уже на следующих масштабах.
12
Так же как и положительные ощущения — это больше про дизайн, а здесь у нас всего лишь функциональное зонирование.
Что очень важно сказать? Двор, который мы с вами сейчас рассмотрели, достаточно насыщен функциями в отличие от тех, что мы сегодня видим в наших местах жительства, особенно в районах старой застройки.

Сравнение двух примеров дворового пространства

Дворы Серебрянки
Дворы Серебрянки: довольно геометрические, в них довольно много пространства, однако даже по этим очень укрупнённым съёмкам из космоса мы видим, что в них очень мало активностей. Тут есть автомобили, скорее всего песочницы, возможно, спортивные площадки. Но далее присутствует огромное количество зелени, в которой, скорее всего, ничего не происходит.
Новый квартал Бунинские луга в Москве
Здесь очень чёткая сетка дорожек. В каждом квадрате этих дорог появляется какая-то функция, какая-то активность. Не могу сказать, что мне нравится этот пример, но он хорошо показывает количество функций и активностей, которые могут производиться в этом дворе в отличие от дворов Серебрянки.

Т.е. у людей в квартале Бунинские луга очень много возможностей для активности. Во дворах Серебрянки есть очень много пространства, но какой-то уже разработанной возможности нет. Это и не хорошо, и не плохо. Но двор — пространство для возможностей. Хотелось бы, чтобы эти ониразвивались в соответствии с потребностями жителей и жительниц.
1 / Комплексное новое благоустройство.

2 / Благоустройство своими руками.
Комплексное новое благоустройство.
Благоустройство своими руками.
Нужно сказать, что сравнивать эти два пространства не очень корректно, потому что пространство слева — это новое строительство, в котором всё сразу было предусмотрено, а пространство справа — это конструкции, которые люди могут возводить самостоятельно. И это очень важно и здорово, что сегодня есть возможность и понимание, что мы можем создавать что-то своими руками. А возможно, что у кого-то есть и средства на комплексное благоустройство уже старых дворов. Но, скорее всего, мы будем пытаться что-то делать сами в своих дворах, чтобы благоустраивать их под себя и свои потребности.
Основные тезисы:
  1. "Идеального двора" не существует. Может быть только двор, подходящий именно нам.

  2. Двор — это уникальное пространство, которое должно отвечать конкретным запросам и желаниям конкретных жителей и жительниц.

  3. Уникальность жителей и жительниц формирует уникальный набор активностей во дворе, что делает каждый наш двор опять же уникальным.

  4. Разнообразные активности дают максимальное количество возможностей для времяпрепровождения в пространстве.

  5. Пространство дворов ограничено. Договариваясь о приоритетах, мы делаем более осознанный выбор — что же нам действительно надо в общем пространстве.

  6. Чтобы понять, что именно уже сейчас делает наш двор комфортным, а чего ему всё ещё не хватает, нам помогут 12 критериев комфортной городской среды по Гейлу.
Made on
Tilda